Андрей Воронцов, RW6HRM
город Ставрополь
(октябрь 2001г.)
Итак, в наши шаловливые ручки попали несколько станций нового «гражданского»
диапазона 433 МГц. Основательно поигравшись с диапазоном 27 МГц, зная все его достоинства
и недостатки, имея трехгодичный опыт работы на нем в качестве информационно-диспетчерской
радиослужбы, хотелось знать – насколько больше «белых пятен» станет в
Ставрополе при переходе на новый band. Забегая вперед скажу – наши надежды оправдались
практически сразу и полностью. Еще упомяну, что для большего понимания нижеизложенного,
следует открыть карту нашего города. Если же её нет в наличии – заказать на http://navi-st.narod.ru/buymap.html
Для начала укажем то, что мы имели вначале. Местоположение нашей станции на 27 МГц – многоэтажный дом на перекрестке улиц Мира и Л.Толстого, подвес антенны – около 40 метров над землей. Тип – ? или 5/8, разница в применении – различный уровень принимаемых проходов. При подводимой к антенне мощности в 100 ватт проблем в покрытии города практически не возникало. На 5 ваттах – чуть похуже. «Белых пятен» почти нет, однако начинают давить проходы. Непонятное место – перекресток улицы Ленина и проспекта Кулакова – связь очень плохая при прямой видимости.
Находим оборудование на 433 МГц. Icom-4008 – изящная штучка. Откидывающаяся антенна рубит на корню желание подключить что-то внешнее. Субъективное ощущение – чувствительность на прием несколько занижена, зато нет забития диапазона «сотеловскими» базовыми станциями. Kenwood TK-78 в режиме SLP работает на 20 мВт, что несколько портит общую картину. Зато есть S-метр и можно подключить внешнюю антенну. Оставляем в роли базовой. Roger KP-10… Весь диапазон забит «сотелом», особенно при использовании на крыше. Отказываемся без всяких сомнений.
Начинаем мастерить антенну. Дабы скрасить «высокую» выходную мощность Кенвуда
внешнюю антенну делаем как можно хуже – «семерочный» кабель разделываем на конце в виде
«четвертушки» с тремя «противовесами» и крепим изолентой на деревянной палке. Расстояние
от крыши – 1,5 метра, запад города (проблемный перекресток) наглухо закрыт близлежащим
домом. Садимся на скутер и поехали.
Первый КП – рынок «Южный» на невинномысском выезде из Ставрополя. По местности
– два холма закрывают рынок от базовой станции. На 27 МГц работа с портативки достаточно
проблемна – только тихими зимними ночами. Реально – минимум автомобильная антенна и 30-40 ватт мощности.
На 433 – «кубики» на Кенвуде не зажигаются, однако шумоподавитель
открывается без проблем, связь также устойчивая.
Окрыленные первым успехом несемся вглубь города. Юго-западный район, перекресток
Тухачевского – Пирогова – без проблем, 4 «куба». Проблемный перекресток около
Политехнического института – становлюсь спиной к базовой станции: связь в порядке, 4-5
«кубов». Странно…вроде и трасса закрыта… Едем дальше – Танк на вьезде в Ставрополь со
стороны Ростова – 9 баллов!, на 27 МГц редко такое было. Дальнейший маршрут по улицам
Октябрьской, Народной, Гоголя, Бурмистрова – все в норме.
Доезжаем до Чапаевского переезда (вьезд в Ставрополь со стороны аэропорта).
Докатались – разрегулировался карбюратор, а отверток нет. Связи тоже… Катим скутер на
подъем, обливаемся потом. Завод Автокранов (Михайловское шоссе) – связь паршивейшая (что
делать – за горкой находимся). Около цирка падаем к гаишникам на колени и получаем
вожделенную отвертку. Связь сразу восстанавливается. И скорость передвижения тоже.
Поскольку техническое состояние транспортного средства внушает опасения,
дальнейший опыт прекращаем. Тем более, что делать больше нечего – «белых пятен» стало
гораздо меньше! Держим курс на базу для разбора полетов.
Итак, что мы имеем? Даже с использованием разрешенной мощности в 10 милливатт использование станций диапазона 433 МГц для связи с диспетчерской базовой службой вполне возможно. А если использовать внешние антенны – то и подавно. Выгода – более «спокойный» и не шумный диапазон и малый вес станций (про цену молчим). Более устойчивая по сравнению с 27 МГц связь, даже со штатными антеннами. «Проблемных» зон также стало меньше, но относим этот факт за счет отсутствия проходов.
Звонит телефон: «А мы тебя слушали». Приятно. Вдвойне приятно, если знаешь, что слушали на Yaesu-5100 с автомобильной антенной при подвесе в 15 метров, но с тонким кабелем в 50 метров длиной.
Чуть позже – новое испытание для Icom-4008. База – район троллейбусного парка
(Доваторцев – Тельмана), 9-этажный дом, на крыше – 5/8. Базовая станция – Yaesu-5200 с
нормальной мощностью. Т.е. базу должно было быть всегда и везде. Результат – устойчивая
связь с поселком Надежда (Icom – носили на руках во дворе) и с поворотом с трассы
Ставрополь-Ростов на Изобильный, причем Icom находился в салоне машины.
Комментарии излишни.
Дальнейшее планируемое развитие – установка «кукушки» для увеличения дальности связи и прочая реклама…
Андрей Воронцов, RW6HRM