Поездив с APRS-маяком в машине, я приобрёл некоторый опыт, которым хочу поделится. Все рекомендации даны применительно к нашей сети на 144800кГц, которая отличается большим расстоянием до digi (от 60км и далее) и слабыми уровнями сигналов.
Компьютер в машине не удобен, особенно когда вы один, если это не самоцель конечно. Запускать UI-VIEW в машине и ехать с ней, это одна головная боль в дороге. Тряска быстро испортит компьютер, а отвлекаться во время вождения вообще не желательно. В некоторых авто, электрооборудование даёт помехи на частотах, но в случае маяка это не критично, потому что главное передать, а не принять. Лучше использовать маяк на базе: УКВ радиостанция + TNC + GPS.
Другой вариант, это современная радиостанция типа FTM-350AR, Kenwood TM-D700E,
Kenwood
Радиостанция в машине, должна иметь возможность передавать маяк мощностью не менее 50Вт, а лучше ещё больше, не забывайте, что до digi расстояние более 60км. Из того что я попробовал, например YAESU с заявленной мощностью 50Вт, реально, в антенну её не выдают. Поэтому пришлось использовать струю добрую MOTOROLA GM-300 которая отдаёт реальные 52Вт. Ну, это сразу чувствуется по дальности связи.
Обратите внимание на девиацию, оптимальный вариант примерно ±3кГц, это я экспериментально определил. Уменьшил уровень сигнала до минимума и смотрел когда digi примет очень слабый сигнал, в шумах.
Важно правильно установить TXDelay! Для уверенной связи с нашим узлом, достаточно 300-370мсек. Но если ваша радиостанция не быстрая, тогда 400мсек. Подберите минимально возможный параметр, при котором digi вас слышит (транслирует ваш сигнал). TXDelay определяет промежуток времени между началом передачи несущей и началом передачи данных (пакета, маяка). За это время должен успеть открыться шумодав у digi если этого не произойдёт пакет не будет принят.
Антенна, только 5/8 на 144МГц! Другие варианты хуже. Красивые двухдиапазонки на больших расстояниях проигрывают классической 5/8. Незнаю почему и что там в конструкции. Наверное чтобы добится хорошего согласования на обоих диапазонах (144-430), жертвуют усилением или лепесток дробится. 1/4 тоже работает неплохо, но с ней дальность будет меньше.
Размещать антенну нужно только в центре крыши. Причём важно чтобы кроме неё там не было других железных элементов, например багажника или антенны вещательного приёмника. Только так вы получите максимальную дальность.
GPS приёмник типа GlobalSat BR-355 (353) c COM-портом наверное оптимальный вариант и по цене (2-3т.р.) и по удобству использования. Тем более что с продукцией KANTORNICS он стыкуется напрямую, без дополнительных элементов. Просто и надёжно. Вот ещё одна дешевая модель GPS, которая стыкуется с kantronics или на eBay можно найти что-то аналогичное.
Теперь о тактике езды с маяком. При большом расстоянии до digi, как в нашем случае, даже при прямой видимости, в движении ваши пакеты не будут проходить. Протокол AX.25 вообще к мобильному применению не приспособлен. Выход один останавливаться. Остановился, передал маяк, поехал дальше и так далее. В таком варианты пройдут 90% маяков. В движении пройдут 1-3% маяков. Чувствуете разницу! Сами маяки слишком часто передавать тоже смысла нет. Если передавать маяки на остановках, то с интервалом 3-10 минут.
Передать маяк (без компьютера) в нужный момент очень просто. Как вариант, нужно запрограммировать интервал передачи маяка каждые 10 секунд. Остановился, включил TNC, через 10 секунд увидел по индикаторам что маяк ушёл, услышал ответ диги, выключил TNC и поехал дальше.
Другой вариант, ставить маяк на 2-3 минуты и останавливаться по таймеру, не каждый раз конечно, а только там где это удобно. Было бы неплохо, вывести кнопку из TNC для принудительной передачи маяка в нужный момент, во время стоянки на светофоре, например. После путешествия, по MH листу в TNC, можно посмотреть какие он слышал станции, что может быть интересно.
Ссылки по теме:
• APRS на Северном Кавказе
UA6HJQ