( из собственного опыта автора)
сентябрь 2001г.
Летая в командировки на самолётах, с некоторого времения я решил брать с собой УКВ радиостанцию. Зная о запрете использовать электронные средства на борту воздушного судна, я проконсультировался у знакомого лётчика о возможных помехах от моей радиостанции бортовому оборудованию самолёта. Оказалось что такие помехи практически исключены, а в инструкциях об этом пишут на всякий случай. На сегодняшний день я имею опыт 9и полётов с УКВ радиостанцией на самолётах ТУ-154 и 1ин полёт на вертолёте МИ-8. Об этом и хочу рассказать в этой статье.
Подготовка к полёту
Для того чтобы хорошо поработать - нужно хорошо подготовиться. Возьмите с собой
в полёт р/станцию помощнее 2-5Вт. Я пробовал и VX-1 но желательно конечно
побольше мощности. Хотя вы можете не работать на передачу, а просто сидеть и
слушать любительский эфир, что тоже очень интересно и в этом случае характеристики
передатчика нас не интересуют. Итак комплект который нужно взять с собой в
самолёт должен быть таким:
Досмотр перед полётом
Как извесно перед посадкой в самолёт нужно пройти регистрацию и досмотр. С
регистрацией проблем нет, сумку с радиостанцией берём с собой в самолёт. С
досмотром немного сложнее, здесь могут возникнуть вопросы типа 'А что это
такое?' и т.д. Перед досмотром положите документы на радиостанцию, рядом с ней.
Главное не нервничать и оставаться спокойным. Достаёте и показываете любительскую
лицензию и разрешение на радиостанцию, при дополнительных вопросах ссылаетесь
на закон. Как правило, больше вопросов не возникает. Далее проходите в
'отстойник'. До посадки в самолёт не доставайте вашу радиостанцию из сумки,
чтобы не привлекать внимание пассажиров.
В самолёте
Итак мы уже в самолёте, сидим у окна и крыло не мешает нам видеть землю. Отлично,
это практически идеальные условия для QSO. Достаём радиостанцию, подключаем к
ней гарнитуру, антенну и аккумулятор. Заворачиваем радиостанцию в газету и
прижимаем к иллюминатору, так чтобы антенн находилать в центре, в
вертикальном положении. Одеваем гарнитуру и включаем сканирование или сразу
начинаем давать вызов ...../AM.
В вертолёте
Особенность работы из вертолёта, заключается в том что он сильнее шумит и
вибрирует. Поэтому позаботтесь о том чтобы ваша радиостанция имела мощный
УНЧ и динамик. Например, станции C-508, VX-1 брать в вертолёт бесполезно, так
как вы ничего не услышите, даже на полной громкости. В радиостанциях FT-50,
C-568 громкость придётся держать на максимуме. Чтото наподобие MOTOROLA GP-300,
пожалуй лучший вариант.
Выводы
Проводить QSO с борта самолёта или просто слушать эфир очень интересно. По
трассе МИНВОДЫ - МОСКВА мне удавалось провести 3-7 QSO. Летит самолёт как
правило на высоте 10000 метров, поэтому дальность связи, с учётом сильной
экранировки корпуса самолёта составит 50-150км. Много зависит от того, какая
антенна у корреспондента. Обратите внимание на 'эффект Доплера' который будет
заметен в диапазонах 430мгц и 1270мгц.
Игорь
UA6HJQ/AM