ОПЫТ РАБОТЫ НА УКВ ИЗ САМОЛЁТА И ВЕРТОЛЁТА

( из собственного опыта автора)

сентябрь 2001г.

Летая в командировки на самолётах, с некоторого времения я решил брать с собой УКВ радиостанцию. Зная о запрете использовать электронные средства на борту воздушного судна, я проконсультировался у знакомого лётчика о возможных помехах от моей радиостанции бортовому оборудованию самолёта. Оказалось что такие помехи практически исключены, а в инструкциях об этом пишут на всякий случай. На сегодняшний день я имею опыт 9и полётов с УКВ радиостанцией на самолётах ТУ-154 и 1ин полёт на вертолёте МИ-8. Об этом и хочу рассказать в этой статье.

Ту - 154м2

Подготовка к полёту
Для того чтобы хорошо поработать - нужно хорошо подготовиться. Возьмите с собой в полёт р/станцию помощнее 2-5Вт. Я пробовал и VX-1 но желательно конечно побольше мощности. Хотя вы можете не работать на передачу, а просто сидеть и слушать любительский эфир, что тоже очень интересно и в этом случае характеристики передатчика нас не интересуют. Итак комплект который нужно взять с собой в самолёт должен быть таким:

  1. Радиостанция со свежезаряженным аккумулятором
  2. Штатная антенна (можно взять и 1/4, но не обязательно)
  3. Гарнитура с наушником
  4. Газета (назначение смотрите ниже)
  5. Любительская лицензия и разрешение на радиостанцию

Обратите внимание, очень важно правильно купить билет, на самолёт! При покупке билета учтите два важных момента, которые будут определять дальность связи из самолёта в полёте:
  1. Ваше место должно быть только около иллюминатора.
  2. Иллюминатор, около которого вы будете сидеть, должен быть не над крылом.
Выбрать нужные места отвечающие этим требованиям, лучше прямо в авиакассе посмотрев схему мест в самолёте или расспросив об этом у кассира при покупке билета.

 UA6HJQ / AM

Досмотр перед полётом
Как извесно перед посадкой в самолёт нужно пройти регистрацию и досмотр. С регистрацией проблем нет, сумку с радиостанцией берём с собой в самолёт. С досмотром немного сложнее, здесь могут возникнуть вопросы типа 'А что это такое?' и т.д. Перед досмотром положите документы на радиостанцию, рядом с ней. Главное не нервничать и оставаться спокойным. Достаёте и показываете любительскую лицензию и разрешение на радиостанцию, при дополнительных вопросах ссылаетесь на закон. Как правило, больше вопросов не возникает. Далее проходите в 'отстойник'. До посадки в самолёт не доставайте вашу радиостанцию из сумки, чтобы не привлекать внимание пассажиров.

В самолёте
Итак мы уже в самолёте, сидим у окна и крыло не мешает нам видеть землю. Отлично, это практически идеальные условия для QSO. Достаём радиостанцию, подключаем к ней гарнитуру, антенну и аккумулятор. Заворачиваем радиостанцию в газету и прижимаем к иллюминатору, так чтобы антенн находилать в центре, в вертикальном положении. Одеваем гарнитуру и включаем сканирование или сразу начинаем давать вызов ...../AM.

 МИ - 8

В вертолёте
Особенность работы из вертолёта, заключается в том что он сильнее шумит и вибрирует. Поэтому позаботтесь о том чтобы ваша радиостанция имела мощный УНЧ и динамик. Например, станции C-508, VX-1 брать в вертолёт бесполезно, так как вы ничего не услышите, даже на полной громкости. В радиостанциях FT-50, C-568 громкость придётся держать на максимуме. Чтото наподобие MOTOROLA GP-300, пожалуй лучший вариант.

Выводы
Проводить QSO с борта самолёта или просто слушать эфир очень интересно. По трассе МИНВОДЫ - МОСКВА мне удавалось провести 3-7 QSO. Летит самолёт как правило на высоте 10000 метров, поэтому дальность связи, с учётом сильной экранировки корпуса самолёта составит 50-150км. Много зависит от того, какая антенна у корреспондента. Обратите внимание на 'эффект Доплера' который будет заметен в диапазонах 430мгц и 1270мгц.

Игорь
UA6HJQ/AM