ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА НА УКВ ИЗ ВАГОНА ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА
UA6HJQ/M ( из собственного опыта автора)
июнь 2002г.
Мне предстояло путешествие на поезде по маршруту КИСЛОВОДСК - САРАТОВ
и обратно длиной 1200км и длительностью примерно 27 часов. Конечно, захотелось
взять с собой и УКВ станцию, чтобы можно было интересно провести это время. Обдумывая варианты
работы из вагона я взял несколько антенн и теперь могу рассказать, то что пришлось проверить
на собственном опыте. В этой статье, хочу рассказать о наиболее эффективной работе на УКВ из
пассажирского поезда и что для этого нужно. Незнаю, нарушали мои действия какие либо инструкции
принятые на железной дороге или нет, во всяком случае у проводников ко мне вопросов не было.
- Первое что совершенно необходимо это УКВ р/станция c мощностью передатчика 5Вт.
Меньшая мощность, не позволит перекрывать большие расстояния.
- Следующее это аккумулятор или батарейки которые позволят радиостанции работать с максимальной
мощностью. Мне не хотелось тащить зарядное устройство для аккумулятором, поэтому я предпочёл
батарейки, поместил 10ять батареек в один отсек и припаял разьем для соединения с радиостанцией,
получилась батарея на 15вольт которая обеспечивала 5Вт в антенне. В качестве запаса взял ещё
'пустышку' и тоже зарядил её батарейками.
- Желательно чтобы ваша радиостанция имела диапазоны 144 и 433мгц и плату CTCSS.
- Штатная резинка для работы в вагоне совсем не эффективна и обеспечивает дальность всего 300-1000
метров, в зависимости от того где вы находитесь. Поэтому, более эффективная антенна просто необходима.
Я предлагаю использовать штырь 1/4 с противовесом.
- Возмите с собой гарнитуру с наушником или просто наушник. Эта мелочь вам очень пригодится,
так как никто в купе кроме вас, не захочет слушать любительский эфир. Когда ваши соседи будут
уже спать, наушник будет просто незаменим!
- Возмите с собой разрешение на радиостанцию, несколько QSL-карточек, блокнот и ручку для ведения лога.
Хочу напомнить, что вагон сделан из железа и представляет из себя хороший экран. Выход один, выносить
антенну за вагон. Это можно сделать несколькими способами:
- Проще всего, приоткрыть окно и высунуть из него антенну 1/4 или 5/8. Это будет очень эффективно
и позволит проводить QSO с дальностью 5-15км от вагона.
- Более сложно, но ещё эффективнее использовать автомобильную антенну 1/4 на магните. Для её
установки откройте окно в вашем купе и взобравшись на столик прилепите антенну на магните как можно
выше над окном вагона. Затем закройте окно и подведите провод к вашему месту. Этот способ самый
эффективный и позволяет работать на 15-35км и более. Использовать антенну длиной 5/8 на магните опасно,
так как она очень длинная и сильно болтается во время движения поезда. Отрыв магнита на полном ходу
поезда может печально закончится как для антенны, так и для радиостанции и окна.
В пользу 1/4 на 144мгц, можно добавить то, что её можно использовать и на 433мгц.
За те 2.5 суток, которые в общей сложности пришлось провести в вагоне, помех на радиостанцию
от высоковольтных линий, замечено не было. Проведено примерно 30 QSO на диапазонах 144 и 430мгц,
в прямых каналах и через репитеры. К сожалению, не приходится расчитывать на хорошие антенны у
корреспондентов.
Теперь немного о том что и как было слышно из поезда по пути. Выехав за пределы КМВ ближайший
радиолюбитель встретился в Невинномысске. Репитер на R0 было слышно почти до Армавира, но не всегда
хорошо. Ставропольский репитер на R3 слышно было недолго на 3 балла. Армавирский репитер на канале
R1 слышно отлично и долго! 59+! Далее по дороги появляется Кропоткинский репитер на R6, который
работает также замечательно. Слышно его на 59+ очень долго! Так как наш поезд повернул в сторону
Сальска, то в эфире тишина. До Волгограда радиостанцию можно выключать. За час до Волгограда слашно
их репитер на R1. Вызывная частота в Волгограде 144500кгц, на 145500кгц обычно никого нет. При выезде
из Волгограда хорошо слышен их второй репитер на R3. Далее опять тишина почти до Саратова. В Саратове
работает репитер на R1 и вызывная частота 145500кгц. Из некоторых высоких точек города Саратова, слышно
репитер на R6 из Балаково, хотя до него 150км.
Хочу обратить внимание, что в городах Волгоград и Саратов есть корреспонденты работающие на 433мгц.
Постоянных вызывных частот там нет, поэтому связь нужно осуществлять по договорённости.
Игорь
UA6HJQ/M