UA6HJQ/MM ( практический опыт )
июль 2002г.
Идея сходить в рейс на пароходе Тимирязев мне показалась интересной с точки зрения проведения УКВ QSO. Отказаться от такого предложения было просто невозможно. Итак решено, мой маршрут САРАТОВ - ВОЛГОГРАД - АСТРАХАНЬ - НИКОЛАЕВКА - АХТУБИНСК - ВОЛГОГРАД - САРАТОВ длительностью 5 дней.
Немного о судне
Теплоход Тимирязев это трёхпалубный красавец длиной 91м. и шириной 14м. который вмещает в себя 249 пассажиров, развивает
скорость 25км/ч может находится в автономном плавании 29 дней. Экипаж составляет 49 человек.
Теплоход имеет два ресторана, бар, солярий, сауну, тренажёрный зал, библиотеку, кинозал, танцплощадку, игровую и компьютерную комнаты.
Каюта в которой жил я и rw6hqn находилась на второй палубе
и немного напоминала СВ-купе обычного поезда. Пароход был сделан в ГДР в 1959 году. Кстати, во время моего путешествия
по Волге, мне повстречались и другие суда этого класса, это "инженер Пташников", "Фёдор Гладков", "Иван Кулибин", "А.И.Герцен".
Работа на УКВ
Немного побродив по судну и разобравшись что и где находится я начал думать как разместить УКВ антенну для работы.
Сразу хочу сказать что мощность радиостанции должна быть не менее 4Вт, малышки типа VX-1 или C-508 здесь бесполезны.
У меня с собой была радиостанция C-568, которая с батареей на 15 вольт развивала мощность 6Вт.
Из антенн нужно взять чтото эффективнее резинки. Например те антенны которые я описывал в своей статье
повышение эффективности УКВ радиостанции простыми способами.
Встречи с радиолюбителями
Я очень рад что мне удалось провести много QSO на 144 и 433мгц с радиолюбителями (а с некоторыми познакомится лично).
из Саратова: ua4ca, ua4cii, ra4cby, rw4cbc, ra4ckl, ra4cvw, ra4cip, rw4cy, rw4cqs, ua4cps, ra4cjf, rk4ch, ua4ckb, ra4caf, ua4cgo, rw4cg, ra4cn
из Волгограда и Камышина: ra4alz, ra4ant, ra4akz, ua4apn, rn4aav, ra4aoa, rx4ab, rv4ax, ua4afr, ua4anl, ua4bi
из Астрахани и окресностей: ra6uk, ua6uw, ua6ucw, ua6uek, ua6uak, ua6ubi, ra6ug, ru6uo
и из других городов. К сожалению не всегда удавалось вести log, поэтому здесь я не назвал многие позывные за что
заранее прошу извинить.
Большое спасибо всем кто отвечал на вызовы ua6hjq/mm и rw6hqn/mm. Отдельное
спасибо Вячеславу UA6UBI, который работает вторым помощником капитана на теплоходе "Пташников" !
Очень интересно было проводить QSO и эксперименты между ua6hjq/mm с парохода 'Тимирязев' и ua6ubi/mm с парохода
'Пташников' на ходу.
Общие выводы
Работа на УКВ с судна очень интересна и полезна в плане практического опыта и общения с радиолюбителями. Бортовые радиостанции
речных судов работают в диапазоне 300мгц поэтому помехи им со стороны любительских УКВ станций исключены. Дальность связи
на воде заметно больше чем на суше. Мне удавались QSO дальностью 80-130км в диапазонах 144мгц и 430мгц. Интересно то что
слышимость на 430мгц часто была лучше чем на 144мгц. Поскольку корабль очень большой, то на нём можно легко разместить и
КВ р/станцию, но я не пробовал это делать, в любом случае это нужно решать с капитаном корабля. За время путешествия
проведено примерно 60 QSO, масса интерестных экспериментов и личные всречи с радиолюбителями в Саратове, Волгограде и Астрахани, а уж
про моральное удовлетворение и говорить не приходится.
Рекомендации для тех кто решился
Если вы решили отправиться в 5-10 дневный тур на теплоходе, советую вам взять с собой следующие вещи:
часы, блокнот и ручку, пластиковую бутылку, носовой платок, очки, панаму с большими полями, ножик, кошелёк для мелочи,
легкие штаны или шорты, футболку, шлёпанцы, две пары носков, две рубашки и брюки, фотоаппарат.
Дополнение для радиолюбителей: радиостанция на 144/430мгц мощностью не менее 4Вт, запасную батарею,
наушник, антенну 1/4 с противовесом, автомобильную антенну 6/8 на магните, любительскую лицензию. Также возьмите с
собой карту или разузнайте когда судно будет проходить мимо городов, чтобы вовремя включить радиостанцию.
UA6HJQ/MM
RW6HQN/MM